Содокладчиком должен был выступать ИО начальника государственной лесной службы Забайкальского края М.А. Гринь с длинной, но хорошо говорящей за себя темой "Об эффективности и и рациональности использования арендаторами лесных участков в приграничных районах и объёмах выпадающих доходов бюджета в случае принятия решения о создании в приграничных районах особо охраняемых природных территорий".
Вёл заседание А.И. Шеметов, и/о 1-го вице-премьера. Мы с Ириной Петровной разделили выступление так, что я должен был больше говорить об экологических и социальных последствиях, которые могут принести гигантские по площади (больше 2 миллионов гектаров сейчас и 1,6 миллионов дополнительно ещё в близкой перспективе) аренды забайкальских лесов вдоль российско-китайской границы. Особенно если речь идёт о фирмах, из которых явно торчат уши китайского капитала, которые привезут китайских рабочих и будут вывозить лес и прочее сырьё в Китай.
Ирина Петровна как экономист (доктор экономических наук) должна была говорить об эффективности нашего лесного хозяйства и о том, насколько региону выгодны эти аренды, а также представить наши предложения.
Доклад подробно пересказывать не буду, его общий смысл понятен из нашего письма губернатору. Покажу лишь некоторые слайды с краткими комментариями.
Это первый слайд. Особенно комментировать здесь нечего, всё и так понятно. Сказал лишь, что считаю, что число и площади ООПТ по моему мнению хорошо коррелируют с уровнем патриотизма жителей. Только не знаю, что первично - патриотические чувства приводят к созданию новых ООПТ или реальные действия по охране природы приводят к тому, что граждане начинают больше любить и ценить свою Родину.

Дальше кратко об экологической, водосберегающей и водорегулирующей роли лесов по Шилке, Аргуни и Амуру. Совсем кратко о биологическом разнообразии. Некоторые из краснокнижных животных и растений на этих слайдах в Забайкалье известны буквально единичными встречами.


Выдержки из Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае.


Выдержки из Лесосырьевой записки по древесным ресурсам для Амазарского целлюлозного завода - документа, который делался лесниками по заказу китайских инвесторов. Там много красивых слов о важности сохранения лесов и создания ООПТ в приграничных районах. Только слова остались словами, а заказники создавать уже просто негде, кругом мутные лесные аренды.




Дальше наша карта-схема по четырём приграничным районам и ООПТ на нашей и китайской стороне. Она уже была в письме губернатору, здесь я её лишь чуть-чуть уточнил.

Заодно показал, как китайцы используют свои приграничные ООПТ - развивают экологический туризм.

Это реклама с китайских сайтов, приглашающих на китайский северный полюс - в Бейдзикун на границе с Россией. Туризм конный, водный, охотничий, зимние виды спорта и т.д.

Моё летнее фото. Вид на китайский берег Амура, где идёт большое строительство.

Напоследок ещё один печальный прецедент. При ком-то из прежних руководителей лесной службы умудрились отдать в аренду даже защитные леса на самом берегу Шилки, что явно противоречит Лесному кодексу.

Много полезного сказала И.П. Глазырина. Проиллюстрирую её расчёты хотя бы парой вот этих замечательных слайдов.


Досадно, что и здесь мы "впереди планеты всей".
Наши предложения:
- Ускорить работу по созданию заказников регионального значения на территории Могочинского и Нерчинско-Заводского районов в сроки, предусмотренные «Схемой развития и размещения ООПТ в Забайкальском крае на период до 2021 года».
- В рамках предлагаемых заказников создать резерваты для сохранения ихтиофауны в бассейнах Шилки, Аргуни и Верхнего Амура и для восстановления рыбопродуктивности водных экосистем.
- Провести комплексную оценку выполнения условий заключенных договоров аренды. В случае невыполнения этих условий арендаторами рассмотреть вопрос о расторжении ряда договоров аренды участков лесного фонда в Могочинском, Газимуро-Заводском, Нерчинско-Заводском и Сретенском районах с возможностью включения части кварталов в территории предлагаемых заказников, а также передачи части кварталов другим лесопользователям, в том числе для обеспечения нужд местного населения.
- Разработать новую концепцию лесной политики региона, к которой кардинально пересмотреть приоритеты лесопользования, а также формат отношений с инвесторами, в том числе иностранными. На основе этой концепции разработать долгосрочную Программу развития ЛПК Забайкальского края.
В общем, ситуация такова. Мы абсолютно уверены, что лесные аренды в приграничье создают геополитически чрезвычайно опасную ситуацию, которая приведёт к усилению китайского влияния в приграничных районах, увеличению численности китайских рабочих в наших малонаселённых районах и оттоку российского населения, у которого из-за вырубок пострадают традиционные формы отдыха в виде охоты и рыбалки. Здесь хорошая почва для размышлений наших спецслужб, обязанных заботиться о безопасности страны.
Следующим этапом "мягкой" китайской экспансии станет попытка вновь открыть откровенно вредный для России пограничный переход Покровка-Логухэ, через который в своё время ушло в Китай огромное количество необработанного леса. Лоббисты найдутся. На приграничных арендах лес сейчас почти не рубится. Новые хозяева леса явно выжидают. Строительством производств для глубокой переработки древесины никто не занимается, а везти необработанный лес через Забайкальск далеко и невыгодно. Но как только откроется шлюз через Покровку, забайкальский лес опять потоком пойдёт в Китай. И у меня пока нет никакой уверенности, что мы сможем этому противостоять.
С другой стороны, когда несколько месяцев назад мы только планировали попытку привлечь внимание к этой проблеме, у нас было полное ощущение того, что мы затеваем абсолютно безнадёжное дело. И даже нынешний весьма скромный прогресс - это больше чем то, на что мы надеялись.
Те, кто живёт на этой земле должны знать, что мы уже потеряли и что мы можем потерять завтра, если будем и дальше закрывать глаза.