?

Log in

No account? Create an account

ЗАБАЙКАЛЬЕ ВЕЛИКОЛЕПНО

Журнал Олега Корсуна

Previous Entry Share Next Entry
Кто виноват и что делать?
olegkorsun
Крайне полезный текст на Лесном форуме Гринпис (автор Алексей Ярошенко) под названием "Великое китайское разорение лесов Сибири: что в нем правда, что - миф, и что с ним можно сделать".

Настоятельно рекомендуется к прочтению для всех, кто хочет разобраться с тем, что происходит в нашей лесной отрасли. Есть там моменты и про ставший уже местной притчей во языцех Амазарский проект в Могочинском районе Забайкалья. В частности, автор пишет: "Реализация проекта начата в соответствии с соглашением о сотрудничестве между провинцией Хэйлунцзян и Читинской областью от 16 сентября 2003 года. Строительство ведется с 2004 года; за прошедшее время масштабы проекта и сроки его реализации неоднократно менялись. Последний по времени документ - проект программы развития приграничных территорий Забайкальского края до 2025 года - предусматривает строительство целлюлозного завода по производству до 400 тыс. тонн целлюлозы в год, и лесопильного производства с объемом выпуска пиломатериалов 125 тысяч кубометров в год, а также мостового перехода Покровка-Логухэ через Амур (и, соответственно, пункта пропуска через государственную границу). Лесропромышленный комплекс такого размера в Амазаре, с учетом экстремально низкой продуктивности большинства потенциально доступных для него лесов (из-за мерзлотных почв и сурового климата), а также с учетом истощенности их прошлыми рубками, воровством и пожарами, не может быть обеспечен лесными ресурсами на длительную перспективу. Скорее всего, он служит лишь формальным обоснованием для строительства моста и открытия погранперехода Покровка-Логухэ, который даст китайской стороне новый удобный канал для торговой экспансии в восточных регионах России (а возможно - и не только торговой, поскольку этот переход обеспечивает самый близкий и быстрый выход к Транссибирской магистрали на одном из самых безлюдных ее участков)".

Добавлю к этому, что поскольку, в силу вышесказанного, комбинат и вправду вряд ли станет локомотивом забайкальской экономики (кажется, его хозяева и сами понимают, что капиталовложения будет весьма трудно окупить), зато наличие моста через Амур обеспечит долговременные риски организации вывоза не целлюлозы, но банальной древесины из пока ещё сохранившихся приграничных лесов. Эти арендованные лесные участки примыкают к границе, везти их в Амазар - это делать приличный крюк, переваливая через хребты. А граница с мостовым переходом - вот она, рядом.

Ещё один полезный момент, отмеченный автором: "Китайские лесозаготовители работают в российских лесах так, как им позволяют российские лесные законы и правила и российские органы управления лесами - и в этом отношении они ничем не отличаются от российских лесозаготовителей. Существующая система лесопользования в Сибири и на Дальнем Востоке, как и в целом в таежной зоне России, ведет к быстрому истощению и разорению лесов - но это связано не с какими-то специфическими особенностями китайских предпринимателей и рабочих, а с тем, что российское лесное законодательство позволяет использовать тайгу как природное месторождение бревен, без заботы о сохранении и воспроизводстве таежных лесов".

Напомню в связи с этим, что деятельность лесных арендатров для Амазарского проекта предусматривает единственный способ лесовосстановления - естественное заращивание. То есть, здесь уже изначально предусмотрена та самая ситуация, которая так описана автором: "Выращиванием таких лесов, то есть собственно лесным хозяйством в классическом его понимании, в таежной зоне нашей страны практически никто не занимается - наиболее ценная древесина просто добывается в диких лесах, а вырубленные площади просто забрасываются на произвол судьбы (сразу или после выполнения так называемого "лесовосстановления", которое без последующего ухода за молодыми лесами почти никогда не дает никаких результатов). Таежные леса используются просто как природное месторождение бревен - а любое месторождение, особенно если пользоваться им интенсивно и бесхозяйственно, рано или поздно исчерпывается".

В тексте много м других полезных комментариев (про пожары, про другие инвестиционные проекты и т.д.). Отдельно позволю себе ниже длинную цитату от А. Ярошенко, касающуюся предложенных им обращений на имя президента.
____________________________

По поводу приведения лесного законодательства и системы управления лесами в сколько-нибудь приемлемое состояние. К сожалению, в настоящее время возможны лишь полумеры - рассчитывать на разработку и принятие качественного нового Лесного кодекса Государственной Думой, и качественных новых лесных нормативов Минприроды и Рослесхозом, не приходится. Это дело будущего, а сейчас нужны первые шаги и обеспечительные меры, препятствующие быстрому разорению лесов. В связи с этим предлагаем такое обращение к Президенту РФ (отправить его можно через форму для электронных обращений):

Уважаемый Владимир Владимирович!

В России уже двенадцатый год действует новый Лесной кодекс, принятый в декабре 2006 года. На протяжении всего этого времени с лесами происходят разнообразные бедствия - катастрофические лесные пожары, массовая гибель лесов от размножения вредителей и болезней, многочисленные незаконные рубки и захваты лесных земель, и многое другое. Леса России превратились в огромную плохо охраняемую и почти бесхозную территорию, используемую лишь как месторождение бревен - как российскими, так и зарубежными компаниями. В Лесной кодекс внесено уже 39 наборов поправок, но его качество остается устойчиво низким, лесные проблемы не решаются, а остатки системы управления лесами продолжают разрушаться, особенно в таежной зоне. Очевидно, это связано с тем, что Лесной кодекс 2006 года концептуально плох и лечению не подлежит - его необходимо полностью перерабатывать, а это очень сложный и неизбежно долгий процесс.

В связи с этим прошу Вас принять набор мер, направленных на сбережение российских лесов до появления в нашей стране более разумного лесного законодательства и восстановления профессиональной системы государственного управления лесами, и на постепенный переход от использования леса как месторождения бревен к полноценному лесовыращиванию. В частности, прошу принять следующие меры:

1. Увеличить финансирование переданных субъектам Российской Федерации лесных полномочий до уровня, позволяющего содержать нормативный штат государственной лесной охраны с зарплатами не меньшими, чем в среднем по соответствующему субъекту РФ, и обеспечивать полноценную охрану лесов от пожаров (это потребует увеличения финансирования переданных лесных полномочий в 3-4 раза по сравнению с нынешним уровнем).

2. Запретить предоставление лесных участков для заготовки древесины в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов при отсутствии актуальных и достоверных данных о состоянии этих лесных участков (то есть при давности последнего полноценного лесоустройства более чем в десять лет). В случае принятия таких проектов (включения их в перечень, предусмотренный статьей 22 Лесного кодекса ( Инвестиционная деятельность в области освоения лесов), при отсутствии в соответствующих субъектах РФ актуальных данных по лесным участкам для таких проектов, предусматривать выделение средств из федерального бюджета для проведения лесоустройства.

3. Внести в Лесной кодекс РФ положение, обязывающее лиц, использующих леса, в обязательном порядке проводить уход за молодняками на всех участках, где ранее было проведено лесовосстановление, с целью реального восстановления ценных лесных насаждений в разумные сроки. В случае, если такой уход не производится и ценные лесные насаждения к окончанию возраста молодняков не формируются - предусмотреть в обязательном порядке или изъятие лесных участков, или снижение разрешенного объема заготовки древесины.

4. Обеспечить ускоренную постановку лесов, находящихся в собственности Российской Федерации, на государственный кадастровый учет, начиная с защитных лесов в наиболее густонаселенных районах Российской Федерации, где растаскивание и незаконное использование лесных земель причиняет наибольший ущерб как государству, так и экологическим правам граждан. При существующей скорости постановки лесов на кадастровый учет для завершения этого процесса потребуется несколько десятилетий - необходимо ускорить его настолько, чтобы в густонаселенных районах работа была завершена за один-два года.



По поводу конкретных проектов, в наибольшей степени угрожающих сибирским и дальневосточным лесам. В настоящее время главным и самым активным таким проектом, однозначно неприемлемым ни с экологической, ни с социальной точек зрения, является проект по строительству Амазарского лесопромышленного комплекса в Забайкальском крае. С точки зрения ресурсного обеспечения он вообще абсурден - местных лесных ресурсов никак не хватит на его долгую работу, а эффективно выращивать леса на мерзлотных почвах невозможно. Вероятнее всего, основной смысл этого проекта состоит не в развитии собственно лесопромышленного комплекса, а в оправдании строительства нового пограничного перехода через Амур (Покровка-Логухэ) для усиления китайской торговой экспансии в восточных регионах России. Кроме того, появление на этом участке моста через Амур обеспечивает Китаю самый близкий и быстрый выход к Транссибирской железнодорожной магистрали на одном из самых безлюдных ее участков - возможно, и это является одним из скрытых мотивов к строительству заведомо нежизнеспособного лесопромышленного комплекса. В связи с этим предлагаем такое обращение к Президенту РФ (отправить его можно также через форму для электронных обращений):

Уважаемый Владимир Владимирович!

С 2004 года в Могочинском районе Забайкальского края происходит строительство Амазарского лесопромышленного комплекса, полностью контролируемое китайскими инвесторами (с российской стороны их представляет управляющая компания ООО ЦПК "Полярная"). Проект программы развития приграничных территорий Забайкальского края до 2025 года - предусматривает строительство целлюлозного завода по производству до 400 тыс. тонн целлюлозы в год, и лесопильного производства с объемом выпуска пиломатериалов 125 тысяч кубометров в год, а также мостового пограничного перехода Покровка-Логухэ через Амур. Проект абсурден с точки зрения обеспечения лесными ресурсами: имеющихся запасов древесины заведомо не хватит для обеспечения долгосрочной работы такого предприятия, а эффективно выращивать леса на мерзлотных почвах невозможно. Проект представляет большую угрозу для некоторых уникальных природных территорий востока Забайкальского края, поскольку для обеспечения такого предприятия сырьем даже в краткосрочной перспективе придется пустить в рубку большинство ценных лесов, не разоренных пожарами и воровством. Проект усиливает отток населения с затронутой им территории - за время его реализации население поселка Амазар сократилось более чем на 12% (и это на этапе строительства, обычно обеспечивающем наибольшую занятость). Совершенно не очевидно, что строительство этого комплекса при таких темпах вообще может когда-либо завершиться.

С учетом крайне сомнительных перспектив работы такого лесопромышленного комплекса в бедных качественными лесными ресурсами восточных районах Забайкалья, можно предположить, что основной целью проекта является не само развитие лесопромышленного комплекса, а обоснование строительства нового пограничного перехода через реку Амур с целью расширения торговой экспансии китайских производителей в восточные регионы России, а также сырьевого экспорта из России в Китай. Тем не менее, какими бы ни были мотивы строительства Амазарского лесопромышленного комплекса, даже за недолгий срок работы он может привести к критическому разорению лесов восточной части Забайкальского края - а восстановление этих лесов, с учетом экстремальных почвенных (вечная мерзлота) и климатических условий, будет крайне затруднено. Таким образом, строительство Амазарского лесопромышленного комплекса представляет серьезную угрозу окружающей среде при крайне сомнительных выгодах для российской экономики и для местного населения.

14-18 декабря 2015 года проблемы, связанные со строительством Амазарского лесопромышленного комплекса, были рассмотрены на выездном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам выездного заседания в Забайкальском крае. В ходе заседания были отмечены многочисленные допущенные нарушения и даны рекомендации органам государственной власти федерального и регионального уровня, которые до настоящего времени остаются в основном не выполненными.

В связи с этим просим Вас поручить уполномоченным органам провести проверку законности и целесообразности дальнейшей реализации проекта по строительству Амазарского лесопромышленного комплекса, и принять меры по устранению нарушений и угроз, отмеченных в рекомендациях выездного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в Забайкальском крае 14-18 декабря 2015 года в части, относящейся к этому проекту. Ссылка на указанные рекомендации:


www.president-sovet.ru/documents/read/431