?

Log in

No account? Create an account

ЗАБАЙКАЛЬЕ ВЕЛИКОЛЕПНО

Журнал Олега Корсуна

Previous Entry Share Flag Next Entry
Китайский сыр
olegkorsun
В последние дни активно приходят новости по поводу многообещающих проектов нашего и китайского правительств о переводе некоторых китайских промышленных предприятий на территорию Дальнего Востока (и Забайкалья, само собой). В принципе, определённый интерес со стороны китайского капитала к таким проектам может быть обеспечен. Явным стимулом этому служат накопившиеся в этой стране экологические проблемы, а также решительная готовность китайского правительства снизить их накал в рамках грандиозного, озвученного в 2015 году, проекта «ускоренного построения экологической цивилизации».


Понятно также, что нашему правительству надоело иметь свои восточные территории в качестве хронической депрессивной дыры, которую, вдобавок, стремительно покидает жившее здесь ранее население. Собственные ресурсы вкладывать в эти территории плохо получалось и в лучшие времена, а не то, что в нынешние, когда лёгкие денежки бесследно испарились. А тут добрые соседи китайцы готовы подсобить. Как не обрадоваться? Похоже, что, загнав себя в этот цугцванг, некоторые наши руководители будут теперь с удвоенной радостью приветствовать любого китайского инвестора.

Само собой, появление инвестора, готового вкладываться в экономику, – это хорошо. Поиск и российских, и иностранных инвестиций – задача руководителей любой территории. Понятно, что экономику восточных регионов страны надо развивать, давая местным жителям возможность достойно зарабатывать, пока не разъехались последние. Вопрос, какими средствами и зачем? А тут могут быть варианты.

Природные ресурсы восточных территорий не так уж и обильны, как можно себе представить. Богатых и, главное, легкодоступных месторождений не так много. Лес повсюду не столько вырублен, сколько выгорел из-за бездарной лесной политики последних лет. Электричество дорого, транспортные издержки высоки, трудовые ресурсы откровенно скромны. В общем, нынешнюю инвестиционную привлекательность востока России не следует переоценивать.

Всё это создаёт риск принятия простых решений, тяга к которым у наших политиков сейчас в большой моде. Два из них были бы особенно опасны.

1. Снижение экологических требований к китайским инвесторам, которые захотят переносить свои устаревшие производства на российскую территорию. С этим мы уже сталкивались, хоть и в относительно скромных масштабах, когда с запретом вырубки лесов в Северном Китае на восток России поехали китайские лесопилки, а ограничение добычи россыпного золота по ту сторону границы снабдило нас китайскими драгами. Но такое оборудование – всё-таки не то, что, например, крупный цементный завод с его потенциальным влиянием на соседние территории. Мы не имеем права допустить, чтобы соседи решали свои экологические проблемы за счёт здоровья россиян.

2. Привлечение иностранных (то есть, китайских) трудовых ресурсов. Инвесторы в этом заинтересованы и могут старательно лоббировать, несмотря на нынешний рост стоимости китайской рабочей силы. Но если власть здесь пойдёт на поводу у инвесторов, это станет дополнительным стимулом для усиления миграционного оттока российского населения на запад.

Собственно, этими двумя пунктами, в первую очередь, и будет меряться степень народности московской политики для востока России. Если инвесторам удастся продавить такие решения, это будет выглядеть не чем иным как неоколониализмом по отношению к части собственной страны.

Альтернативой этому может быть только прозрачный, открытый обществу контроль любого, самого привлекательного, инвестора в плане соблюдения им экологических норм, а также использования местной рабочей силы. Да, эта рабочая сила не идеальна, недостаточно обучена и не хочет работать за гроши, но это наши сограждане, это мы сами. Из нас состоит общество, ради благополучия которого, собственно, и существует государство. Именно так, не народ для государства, а государство для народа. И экономическое развитие территорий должно иметь главным приоритетом благосостояние граждан, а уже во вторую очередь – извлечение прибыли и наполнение бюджета. Если инвестор говорит, что его не устраивают местные трудовые ресурсы, что он не готов вкладываться в их привлечение и обучение и что он не будет работать без иностранных рабочих, к чёрту такого инвестора.

Одним словом, поживём – увидим. А то ведь случается, что благими намерениями дорога вымощена совсем не в том направлении.