
Фото со слушаний. Справа от меня глава района и председатель районного совета. Я с ними был незнаком, т.к. выборы прошли недавно, и глава новый. От позиции руководителей района зависит очень многое. Оказалось, люди понимающие, совершенно вменяемые. Сперва и они относились к заказнику настороженно, но искренне пытались разобраться, поэтому полностью нас поддержали.
Ну и, как мне показалось, была вторая причина настороженного отношения к проекту - тотальное недоверие многих людей к власти. Не к местной, конечно, поскольку местные главы и депутаты у всех на виду. А именно современной российской системы власти в целом. А мы всё-таки привезли проект, идущий от краевого правительства, так сказать, "от власти". Пока я стоял на трибуне, стараясь отвечать на вопросы, мне пришлось выслышать и про роль Путина в развале лесной службы (справедливо, кстати), и про дурацкие правила погранслужбы, мешающие жителям в приграничных сёлах (тоже совершенно справедливо), и про бездарный вывоз российского сырья, и про закон, который не для всех, и про то, что в Китае поджигателям леса руки отрубают, а у нас... Еле-еле отбивался тем, что я всего лишь скромный вузовский преподаватель, такой же гражданин как и они. Но результатом такого недоверия является то, что люди готовы встречать в штыки любые начинания, идущие от властей. По принципу: всё равно обманут. Вот и с заказником, мол, сейчас обещают одно, а на деле подсунут что-нибудь другое - отберут земельные паи, не будут никуда пускать, дрова запретят заготавливать... Мол, мало ли что у вас там в документах написано.

Наша команда на слушаниях. Работает руководитель Дирекции ООПТ Александр Бузинов.

На слушания пришли больше 100 человек. Зал переполнился, принесли стулья, но и их стало не хватать. Районные депутаты, представители сельских поселений. Почти все мужчины, охотники, наверняка были и браконьеры. Изначально 100% настрой против заказника. При этом документы читали, кажется, от силы человека три. Самые важные вещи из проекта положения о заказнике, касающиеся природопользования, пришлось буквально зачитывать с трибуны.

На этого гражданина слева пришлось даже рявкнуть за попытку сорвать слушания. Помогло.

Спустя четыре часа непрерывных и очень бурных дискуссий подавляющее большинство уже было за создание заказника, а некоторые браконьеры понемногу стали рассасываться из зала.

Конечно, до создания заказника ещё далеко, одних согласований, наверное, на год хватит. Но есть надежда, что удастся и сохранить последний неотданный в долгосрочную аренду китайским лесозаготовительным компаниям участок забайкальской тайги в российско-китайском приграничье, и защитить самые восточные популяции тарбагана (монгольского сурка) в красивейшей приаргунской степи.
Ну, а в целом, я даже рад, что получился длинный и очень непростой разговор. Почему-то я был уверен, что, несмотря на настрой, люди прислушаются к нашим аргументам. В честном диалоге людям легче почувствовать себя гражданами, ответственными за сохранение природы. Беда в том, что нам чаще всего и не хватает подобных диалогов, особенно в таких дальних и, по сути, забытых страной уголках как забайкальское приграничье. Здесь с людьми никто не поговорит о важности охраны природы даже с экранов телевизоров, которых у нас хватает лишь на то, чтобы стабильно загрязнять мозги ежедневным телевизионным враньём казённого псевдопатриотизма имени Киселёва.
Печально лишь, что, наверное, в районе ещё остались люди, по-прежнему не отличающие заповедник от заказника и верящие, что теперь их не пустят в лес по грибы. Так что, сажусь писать статью в районную газету.
Спасибо Людмиле Ковалёвой за фото и общую поддержку.