Смысл нарытых журналистами сведений прост: часть китайских компаний-арендаторов отказалась от своих арендных участков в Могочинском районе, которые старательно придерживались ими в течение ряда последних лет. И отказались, похоже, лишь для того, чтобы их мать-основательница (ООО ЦПК "Полярная") спокойненько взяла эти же леса в аренду теперь уже в рамках приоритетного инвестиционного проекта.
А что, это ведь надёжненько. Пролоббировал включение территории в утверждённый Правительством РФ приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов и можешь не торопиться. Даже не платить пока. Например, давно уже не секрет, что 2 миллиона га лесов в соседнем Тунгиро-Олёкминском районе отведены китайской компании. Другим потенциальным лесопользователям туда уже путь закрыт.
И это, кстати, те самые леса, где располагаются территории традиционного природопользования и где район хотел бы создать заказник.
Брать в аренду эти леса китайцы пока не торопятся, арендную плату не платят, так как комбинат в Амазаре пока не построен и, главное, до сих пор не открыт переход Покровка - Логухэ, который позволит напрямую гнать лес в Китай. Нам, конечно, говорят, что, мол, переход - это только для вывоза целлюлозы. Да только это сильно похоже на сказки, на дурачков рассчитанные. Проходили это всё уже 15 лет назад, когда тишком лесовозы шли в Китай через этот переход.
Ну, и ещё один нюанс. В правительственном постановлении № 419 от 30.06.2007 г. сказано:
"1.1. Установить, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным настоящим Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5."
А если покороче, то, пока не достигнута рентабельность, китайские арендаторы за российские леса будут ещё и платить половину суммы. Неплохо мы управляем нашим лесом.