olegkorsun (olegkorsun) wrote,
olegkorsun
olegkorsun

Вид на Сохондо

Доктор исторических наук А.В. Константинов прислал мне копию вот такой картины, нарисованной полтора века назад польским ссыльным художником Леопольдом Немировским.
Pim0001
Под картиной подпись: Вид на Сохондо. 1861.

Таким образом, перед нами одна из первых живописных работ, изображающих ландшафты Забайкалья (хотя пейзажами можно считать, например, некоторые работы декабриста Николая Бестужева). И уж, думаю, наверняка первое изображение гольца Сохондо - "сердца" нынешнего Сохондинского биосферного заповедника.

Правда, сразу возник вопрос: какое место изображает картина? Я запросил бывалых "сохондинцев" и получил вот такой ответ от инспектора заповедника Игоря Маврина: "Если это действительно Сохондо изображено на картине, то ничего другого, кроме как берег Букукунского озера на ум не приходит. Других озер, с истоками рек, под гольцом нет. Возможно, рисовальщик пытался изобразить что вроде панорамы, типа карты, при этом исказив географию местности, а может и вообще, рисовал по чьему-либо рассказу. Если отбросить условности, то можно предположить, что изображены кары Букукунский и Ингодинский, или это вообще Берея, с видом на Большое и Малое Сохондо, но тогда откуда озеро?".

Изображение и вправду заметно отличается от оригинала. Например, "Гугл Земля" выдаёт вот такую панораму Сохондо (вид со стороны знаменитого Букукунского озера и Ингодинского кара).
Без имени4

Хорошо видно, что "в жизни" склоны гольца гораздо более пологие. То же самое можно обнаружить и на фотографиях, которые я нарыл в своих старых архивах.
Сохондо-озеро Букукун 2

В обоих случаях вид со стороны Букукунского озера.
Сохондо-озеро Букукун 6

В общем, есть ощущение, что художник не удержался и слегка приукрасил действительность. Википедия сообщает, что Немировский совершил путешествие "в Забайкальский край для заработков сроком на четыре месяца" ещё в 1846 году.

Сложнее понять, где он был в 1861-м - год написания картины. Автор Википедии сообщает, что "после 18-тилетнего заключения в 1857 Л. Немировский был амнистирован и поселился в Иркутске.... В конце жизни вернулся на Волынь." Однако другие авторы настаивают, что сразу же после амнистии художник "вернулся на родину в Волынскую губернию, где прожил последнюю часть жизни". Ссылка 1. Ссылка 2.

У меня есть ощущение, что если Немировский и жил ещё в Сибири в 1861-м, то свой "Вид на Сохондо" он писал всё-же "заочно", в лучшем случае, по каким-то эскизам 1846 года. Впрочем, некоторые погрешности в картине вполне простительны. Любой, кто поднимался на голец Сохондо даже в начале 21 века, может легко представить, каково это заниматься здесь живописью. А уж в середине 19 века эта дорога наверняка была куда как сложнее.


Портрет Леопольда Немировского работы декабриста Николая Бестужева.

Так что, в любом случае, спасибо художнику, который не опустил руки в условиях каторги и ссылки и, подобно десяткам других образованных польских ссыльных и каторжан (Черский, Дыбовский, Чекановский и др.), оставил нам память о той, прошлой, Сибири, которую мы иногда слишком плохо знаем.
Tags: Забайкалье, История, Люди, Сохондинский заповедник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments