Например, на том факультете, где я работаю (готовит учителей математики, информатики, физики, химии, биологии, географии и безопасности жизнедеятельности) самый большой набор и самый большой конкурс - на последнюю специальность. И ни для кого не секрет, что практически все ребята здесь грезят никак не о школе. Их мечта после получения диплома - поступить на работу в МЧС или другие силовые структуры.Знают, что денег будет не в пример больше, а нервотрёпки меньше.
Но это я так, не удержался поворчать, как и многие из тех, кто изнутри видит, что происходит с нашим образованием. На самом деле решение школьных проблем следовало бы начинать с двух пунктов, которые описываются понятными любому педагогу афоризмами.
Первый можно сформулировать так: "А может всё-таки начать платить людям зарплату?" В Москве дефицита учителей нет и не ожидается. Оно и понятно, если опытный столичный педагог получает 80 тысяч, а директор школы - все 120. Но Москва, понятное дело, заграница.
Второй афоризм, на мой взгляд, лучше всех сформулировал известный педагог Евгений Ямбург. Правда, сделал это весьма саркастически: "Школа это место, где дети мешают учителям писать отчеты". Не секрет, что учителя уже изнемогают в битве с "бумажным змием".
В рамках праздника прошло много мероприятий - заседания, конференции, круглые столы, награждения красивыми и бесполезными грамотами, встречи выпускников, банкеты, само собой. Вот попалось фото торжественного заседания с университетского сайта. Даже губернатор присутствовал и даже (о чудо) мэр города, что кажется уж совсем невероятным.

Хотя лично меня больше всего впечатлили выступления учителей на круглом столе, который проводила наша кафедра (биологии и методики обучения биологии). Я не мог без восхищения смотреть на этих замечательных женщин (мужчины, понятно, в дефиците), которые с горящими глазами рассказывали о своих методиках. Вот, поставлю пару фотографий (снято студентом А. Биксалеевым) и назову имена попавших на них прекрасных педагогов - Ольга Викторовна Бекетова и Оксана Ивановна Жапова. Другие были не хуже, обо всём не расскажешь.


В связи со всем этим вспомнилась недавняя новость, тоже имеющая отношение к образованию: "Госдуме предложили скорее принять новый закон - о патриотическом воспитании молодежи". Опять же, вроде как дело хорошее, не всё же нашим депутатам с журналистами да геями воевать. Да только представления о патриотизме вырисовываются у них какие-то плоские. Цитирую прямо из статьи, выделяя отдельные фразы:
"Закон нужен, потому что сейчас молодежь неохвачена: в Минобразовании считают, что заниматься этим должно Минобороны, а там не хотят воспитывать раньше, чем поставят на военный учет".
"В стране сейчас не создана единая общефедеральная система военно-патриотического воспитания".
"По его словам, министерство образования не считает военно-патриотическую работу основным видом деятельности для детей и подростков".
В общем, складывается впечатление, что в представлении некоторых наших политиков главный (если вообще не единственный) способ воспитать патриота - это поставить всех подростков "под ружьё" и заставить играть в "зарницу". Но такие взгляды иначе как убогими не назовёшь. Воспитание патриотизма - это для страны задача задач, определять пути решения которой должны лучшие моральные авторитеты. Не знаю, остались ли такие в нашем обществе, или вымерли как мамонты. Но уверен, что среди нынешних политиков их надо искать в последнюю очередь.
Честно говоря, я и сам меньше всего готов говорить о патриотическом воспитании в целом. Но не могу удержаться, чтобы не напомнить о той его части, которая понятнее для меня в силу того, чем занимаюсь.
Для меня патриотическое воспитание давно уже стало синонимом воспитания экологического. И я уверен, что одного без другого быть не может. Патриот может не уметь разбирать и собирать автомат Калашникова. Это простительно. Но если я бросаю бумажку мимо урны - меня нельзя назвать патриотом. И логическая связь здесь проста. Это значит, что я не люблю землю, на которой живу, значит - не люблю свою Родину, не умею или не хочу её беречь. А таких условных "бумажек" у нас, как известно, хватает.
Когда-то я специально искал, кому принадлежит замечательный афоризм: "Охранять природу - значит, любить Родину". Так и не нашёл. Кто-то говорит, Паустовскому, кто-то - Пришвину. Да и не важно. Но слова-то золотые.
Вот и хорошо бы, прежде чем принимать закон о патриотизме, задуматься, почему человек не любит и не бережёт свою землю. Может, ему никто в детстве не объяснил, что нехорошо, что свинство - бросать мусор мимо урны. А может, он просто вырос среди помоек (вместо скверов), пеньков (вместо лесов и парков), брошенных карьеров (вместо чистых прудов). И не знает другой жизни, и думает, что это нормально. А потом вырастает и глаза открываются: оказывается в других местах люди-то живут совсем по-другому. Хотя финны и канадцы тоже рубят лес, японцы мусора производят никак не меньше нашего, а австралийцы добывают из недр уйму полезных ископаемых. И должно быть всё как у нас. Ан нет, по-другому.
Может, нам сейчас надо не кичиться своей якобы исключительностью, как это любят делать различного рода псевдо-патриоты, производящие третьесортный ширпотреб: "Газпром - национальное достояние", "загнивающая гейропа", "тупые пиндосы" и прочий ущербный флуд. Тупые-то тупые, а вот канадцы, к примеру, на вопрос о главных символах страны после традиционных флага и гимна дружно назвали не какой-нибудь местный "газпром" и даже не знаменитый канадский хоккей, а свои национальные парки. То есть учреждения, главная задача которых - охрана природы и экологическое воспитание. Предполагаю, что и финны, и японцы ответили бы примерно так же.
А теперь давайте задумаемся, какой процент россиян сможет вспомнить хотя бы пять национальных парков и заповедников России. Как человек, много лет занимающийся со студентами, готов биться об заклад: для многих наших граждан существование таких учреждений станет открытием, о котором они и не догадывались.
Так что, прежде чем придумывать очередные законы про патриотизм, стоило бы хорошенько подумать, что это такое и с чем его едят.
А это вам не на дельтаплане со стерхами слетать.