olegkorsun (olegkorsun) wrote,
olegkorsun
olegkorsun

Верхнеамурский заказник. Часть 12. На чём плавают в низовьях Шилки.

Шилкинское судоходство имеет славную историю. Ровно 160 лет назад в Шилкинском Заводе был построен первый забайкальский пароход "Аргунь", сыгравший большую роль в обеспечении знаменитых сплавов Н.Н. Муравьёва-Амурского, следствием которых стало присоединение Дальнего Востока к России. Перед революцией по Шилке ходило больше 20 пароходов, примерно таких. Взято отсюда.
52594218

После революции пароходов стало, конечно, поменьше. Но судов хватало, особенно с учётом того, что постоянно давал продукцию Сретенский судостроительный завод. Сейчас с этим стало похуже. Два дня назад я слушал выступление директора Кокуйского краеведческого музея Е.В. Вологдина, сказавшего, что с 1935 года завод построил 700 судов. Но сейчас от коллектива, насчитывавшего в лучшие годы 3500 человек, осталось всего 300. И новых заказов почти нет.

Какие же плавсредства можно встретить в нижнем течении Шилки? Вот на этом судне мы шли вниз и вверх по реке в прошлом году.
DSC_5645

Эта рабочая лошадка обеспечивает поддержание навигации, преимущественно ремонт створов по берегам. Но её хозяева не отказались подзаработать и на учёной экспедиции. А мы были и рады, выбор-то у нас оказался небольшой. Как оказалось, на крыше этого неторопливого "путейца" довольно комфортно обозревать окрестности.
DSCN1044

Здесь был даже свой "морской волк".
DSCN0546

Правда, в мокрую погоду ему приходилось искать место посуше, что, впрочем, всегда переносилось с редким стоицизмом.
DSCN0477

Довольно часто по Шилке курсируют пограничники. Техника у них разная. Есть постарше.
DSCN0754

Или даже такая.
DSCN0998

Но есть и посовременнее - быстроходные "Марсы" на воздушной подушке. Встреченные нами пограничники были не особенно расположены фотографироваться, так что сюда пришлось поставить фото из Википедии. Но зато снятое по соседству - на Амуре.

Пассажирский транспорт (правда, не в самых низовьях, а по маршруту Сретенск - Верхние Куларки) представлен трудягой "Зарёй".
DSC_6128

Пассажиров хватает. Для жителей прибрежных сёл это самый быстрый способ добраться для райцентра.
DSC_6132

Само собой, что многие местные жители предпочитают персональный транспорт - моторки. Белые точки на фото - это не снег, а подёнки, о которых расскажу как-нибудь в другой раз.
DSC_0375

Особенно популярны надувные лодки. Наша вместе с мощным японским мотором и запасом горючего легко помещалась в УАЗике.
DSC_9427

Слава - невозмутимый капитан нашего капронового судна "навигации-2013".
DSC_0272

Попадаются на Шилке и такие путешественники.
DSC_0500

Чтобы успешно преодолеть Шилку, ласты и плавники совсем не обязательны.
DSC_0520

Но наибольшее восхищение, переходящее в бурные овации затворами фотоаппаратов, вызвало вот это судно. Для меня  остались загадкой не только имена, но и цели этих невозмутимых путешественников, сплавлявшихся в самое половодье на комфортном диване.
DSC_4967
Tags: Верхнеамурский заказник, Люди, Шилка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments